На главнуюСтроительство Финляндской железной дороги
   В 1870 году через Северную Ингерманландию и Карельский перешеек была проложена железная дорога, соединившая столицу Российской империи Санкт-Петербург с финским городом Рийхимяки. Её строителиство было обязано, в том числе, послереформенным промышленным подъёмом в Петербурге, который привёл к увеличению количества коммерческих и промышленных предприятий, и, следовательно, к росту численности населения. Появилась необходимость в застройке городских окраин и пригородов. Застраивались деревянными домами в том числе и северные окрестности Петербурга - Удельная, Озерки, Шувалово, Коломяги и другие. Местные крестьяне начали продавать сельскохозяйственные угодья петербуржцам под застройку.
   Ещё в 1849 году ряд общественных деятелей из Финляндии предлагали установить регулярное транспортное сообщение между Гельсингфорсом и Петербургом. В 1863 финские предприниматели предлагали построить за свой счёт железную дорогу Петербург - Выборг. Однако лишь в 1867 году, когда в поддержку проекта высказался генерал-губернатор Великого княжества Финляндского граф Н.В. Адлерберг, на строительство было выделено 10 млн. рублей. Строительство началось 3 января 1868 года. Спроектирована ветка финскими инженерами. На строительстве было занято 11 тыс. специалистов и рабочих, а станционные здания вдоль дороги были построены по проектам В. Вестлинга, К. Нюлендера, П.Э. Дагенаера и П.С. Купинского. Позднее один из участников строительства писал о зданиях вокзалов:"Здания вокзалов выполнены в... простом, опрятном и практическом стиле, обиты досками и окрашены масляной краской, с более или менее богатым орнаментом. Как в оснащении, так и в мебилировке, по-видимому, пытались избежать ненужного излишества. В основном они отвечали требованиям комфорта, на который пассажиры в наше время имеют право рассчитывать".Протяжённость дороги составила 347 вёрст, она была разделена на пять участков, первый из которых, дляной в 58 вёрст, от Петербурга до Вамилемёки, строился под руководством инженера-офицера путей сообщения Ф. Шернваля. На территории Петербургской губернии были построены станции Ланская, Удельная, Шувалово (первоначально Парголово), Парголово, Левашово и пограничная с Финляндией станция Белоостров. Позднее построили ещё три станции - Озерки, Графскую (ныне Песочная) и Дибуны. Расстояния между станциями составляли от двух до четырёх вёрст. Участок же дороги до финской границы составлял в общей сложности около 32 вёрст.
   От расположенного на левом берегу Невы Финляндского вокзала дорога шла по Выборгской стороне, пересекала с юга на север парк Лесного института и далее проходила у подножья Парголовских высот.
   Сообщение с пригородными станциями было открыто в феврале 1870 года. Сначала по линии ходил один пассажирский поезд, а по мере накопления товаров и наличного числа вагонов отправлялись товарные составы. Затем количество поездов бало увеличено до трёх. 11 сентября 1870 года, с открытием регулярного движения по дороге, стало ходить по 12 поездов в день, скорость движения составляла от 30 до 50 км/ч. Вся дорога обслуживалась финнами. Станции получали названия либо от близлежащих населённых пунктов (Белоостров, Парголово), либо от фамилий владельцев земель, на которых они были расположены (Ланская, Шувалово и Левашово). Интересно, что спустя восемь лет после открытия дороги, в 1878 году, купец Волопянский открыл регулярное движение общественных карет (своего рода предшественников автобуса) из центра Петербурга в Коломяги, которые остались в стороне от железной дороги.
   На территории, принадлежавшей ранее Удельному училищу, ликвидированному в 1867, построили деревянное здание железнодорожной станции Удельная. Автором первого деревянного здания станции был архитектор В. Вестлинг. В 1914 году по проекту Бруно Гранхольма было возведено новое кирпичное здание станции в стиле "северного модерна". Для этого пришлось снести ряд служебных построек и жилых домов служащих на территории станции.
Источники:Литература:
- Н. Федотов. "Описание и подробный план дачных местностей по Финляндской железной дороге: Шувалова, Каменского леса, Поклонной горы, Новопарголовской колонии, 1-го Парголова, 2-го и 3-го Парголова, Кабаловки, Старожиловки и Шуваловского парка". СПб, 1886
- Е.Л. Александрова. "Северные окрестности Петербурга. Историческое прошлое". СПб, 2008.
- Л.В. Успенский. "Записки старого петербуржца". Л, 1991
- В.Н. Свешникова. "Линия Рихимяки - Санкт-ПетербургФинляндской железной дороги" // Памятники истории и культуры С.-Петербурга, СПб, 1994
- А.В. Кобак. "Ансамбль за окнами электрички" // Лен. панорама, 1988, №1
- "Rautatiedem arkkitehtuuri Asnarakennuksia 1857-1941". Хельсинки, 1984
- Г.И. Зуев. "Шуваловская Швейцария". СПб, 2005
- "Финляндская железная дорога" // Правит. вестник, 1870, №21